listen-onlinenewcomers1.jpgeventsconnect

- ИЗБРАННЫЙ НАРОД PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
24.04.2010 17:47

 

Серия статей: «Библия повествует нам о Боге»


Сергей Руденко

Глава 7

ИЗБРАННЫЙ НАРОД.

Каменный век, о котором так часто упоминают учебники истории, скорее всего, начался тогда, когда люди разошлись племенами в разные стороны от вавилонской башни. Теперь, в связи с изменением климата, жизнь стала ещё тяжелее, нежели до потопа. Холод и зной, дожди и засуха, не давали возможности людям получить хороший урожай, а расплодившиеся звери лишали их покоя и безопасности. Все эти обстоятельства побудили людей жить в пещерах, и с трудом добывая пищу, они вынуждены были использовать при этом самые примитивные орудия труда.

Но самым печальным было, пожалуй, то, что вера в Бога терялась. Люди стали бояться сил природы и поклоняться им, принося жертвы. Одним из самых первых культов – было поклонение солнцу. Можно понять тех людей: солнце и грело и питало их; от него так много зависело в их жизни, что они стали отождествлять с ним Всевышнего. Другие племена, со страхом вспоминая о потопе, и в то же самое время молящиеся о дожде, представляли Бога как подателя дождя и плодородия. Были и такие, кто поклонялись невидимым духам, считая, что от них зависит судьба людей.

Именно тогда и стали люди присваивать своим богам разные имена, наделяя их человеческими свойствами и качествами. Так зарождалось многобожие (политеизм). Позже Библия назовет это язычеством, а людей верящих в существование многих богов – язычниками. Вместе с тем, люди строили города, организовывали небольшие царства, создавали культуру и постигали для себя научные знания. В десятом поколении после Ноя, уже была изобретена письменность; к тому же времени археологи относят и многие наскальные изображения.

Избрание Авраама.

В чем особо нуждались те люди, так это в прямом откровении от Бога, которое и было дано человеку по имени Авраам.

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе». Бытие 12:1

Библия не объясняет, почему Бог обратился именно к нему, но возможно, что только он был способен понимать своего Творца, и повиноваться Его указаниям. Уже одно повеление, выйти из окружения родственников и идти, не имея ясного представления в какую землю, - не для каждого было приемлемо. Однако конечная цель этого путешествия была подробно представлена ему: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословении».

Это самое ценное обещание, которое мог услышать человек того времени. Самым великим счастьем для отца семейства, было иметь многочисленное потомство, достаточную территорию для проживания и уважение окружающих племен. Именно это и было обещано Аврааму. Вновь Бог показывает, что рождение детей и увеличение человеческой семьи – есть благословение для людей. Именно это и делало родоначальников больших народов известными, почитаемыми, и великими людьми.

Но не только для самого Авраама и его потомков, были предложены благословения. «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Бытие 12:3

Божий план избрания Авраама, был гораздо шире, чем могут представить себе люди. Всевышний хотел через него и его потомков благословить всех людей на земле. При этом нам нужно учесть ещё одну деталь: в те времена и благословения и проклятия, люди всегда связывали с верой и религией. Авраам, как мы увидим позже, не был язычником, поклоняющимся солнцу или другим силам природы. Он поклонялся Творцу и только Ему приносил жертвы. Поэтому слова «благословлю благословляющих тебя», означали: если его потомки или окружающие их люди примут его религию, и веру в Бога будут считать благословением, тогда Всевышний так же сможет их благословить. Но если они будут проклинать Авраама, его Бога, и его религию, что очень часто происходило тогда, - в этом случае эти люди пожнут проклятие. Именно отношение к Всевышнему, Которому поклонялся Авраам, и к Его законам, определяло, что постигнет тот или иной народ. Это относилось в первую очередь к его потомкам, но и, конечно же, ко всем остальным людям. Ведь понятно Бог не мог благословить тех, кто Его проклинает.

 

В избрании Авраама, я вижу особое предназначение: он и его потомки должны были стать благословением для окружающих народов. «В тебе благословятся все народы»… Можно сказать: через тебя; или ты станешь источником благ для других. Я намеренно делаю ударение на этих текстах, поскольку слова «избранный» и «избрание» часто вообще остаются без объяснения или оно основано не на библейском тексте. Хотя прошли с тех пор тысячелетия, но и сегодня ведутся дискуссии по этому поводу: избран кем, для чего, и что это избрание может мне дать сегодня? Важно что бы ответы на них были библейски обоснованны.

Авраам серьёзно отнёсся к Божьему призыву. Он не только искренно верил, но и готов был повиноваться. «И пошел Авраам, как сказал ему Господь;…Авраам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Авраам с собою Сару жену свою, Лота, сына брата своего, и всё имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, что бы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую». Бытие 12:4-5

Это было не так легко: выйти из своего родственного окружения и со всем имуществом, медленно двигаться в неизвестную страну. Но им двигала вера в Божье обещание и желание получить благословение. Когда они пришли в Ханаан, Бог вновь подтвердил свои намерения: «И явился Господь Аврааму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, который явился ему». Бытие 12:7

Теперь Авраам понял, что это и есть земля, обещанная его потомкам. Он соорудил там жертвенник и в знак особой признательности принес Всевышнему жертву. Да и везде, где бы он не путешествовал в последующие годы, делал тоже самое: «Оттуда двинулся он к горе на восток от Вефиля; и поставил шатер свой…и создал там жертвенник Господу, и призвал имя Господа». Бытие 12:8

В культуре тех людей это означало, что он совершал постоянные богослужения со своей семьёй, и все люди, встречающиеся на пути, узнавали о Боге, в Которого он верил.

Все построенные жертвенники, были постоянными свидетелями его веры и поклонения живому Богу. Ведь в те далекие времени, встречаясь люди, обязательно спрашивали: как имя твоего бога и какая твоя религия. И только на основе одной веры могли стать близкими друзьями или союзниками. Как и случилось это с Мамре, Эшколу, и Анером, которые, будучи хананеями, стали союзниками Авраама. (Бытие 14:13) Это могло произойти только на религиозной основе. В этом тексте, впервые в Библии, Авраам назван евреем. По поводу происхождения этого слова, есть два наиболее распространенных объяснения. Прежде всего, одним из предков Авраама, был человек по имени Евер. И второе предположение: это слово могло означать – пришелец из-за реки Евфрат. Так могли называть его местные жители – хананеи. Во всяком случае, его потомков все уже стали называть евреями.

В ожидании наследника.

Проходили годы и десятилетия, Авраам передвигался со своим станом по земле Ханаанской, при этом он становился богаче, его стада увеличивались; а люди видя благословения в его жизни, стали называть его – «князь Божий».

{mospagebreak}

Но одна проблема очень тревожила престарелого патриарха – у него до сих пор не было детей. «Как же исполнятся Божьи обещания, - думал он, - если у меня нет ни одного ребёнка»? Бог видел терзания его души, Он пришел к нему и у них состоялся особый разговор на эту тему.

«После сих происшествий было слово Господа к Аврааму в видении и сказано: не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Авраам сказал: Владыка Господи! Что ты дашь мне? Я остаюсь бездетным…Ты не дал мне потомства… И было слово Господа к нему и сказано: …тот кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков». Бытие 15:1

Всевышний заверил Авраама в том, что Его планы не изменились: всё обещанное обязательно исполнится. Авраам поверил, и этот факт особо отмечен в Библии: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Бытие 15:6

Здесь впервые мы видим, как Бог вменяет в праведность человеку его веру. Эта прекрасная идея, позже много раз встречается в Библии, и так же подробно объясняется её значение. Но тогда же, произошло ещё одно особое событие: «В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата». Бытие 15:18

По условиям этого завета (договора), Авраам продолжает поклоняться и приносить жертвы только Богу, а Он в свою очередь, благословит его и исполнит Свои обещания.

Продолжая читать Библию дальше, мы находим удивительный случай, последствия которого весьма болезненны для многих людей даже сегодня.

«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У неё была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Аврааму: вот Господь заключил чрево моё, что бы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть я буду иметь детей от неё. Авраам послушался слов Сары». Бытие 16:1-2

И Авраама, и его жену Сару, больше всего тревожил вопрос: «Если Бог пообещал, почему до сих пор нет у нас наследника? Не предпринять ли со своей стороны некоторые шаги к этому»? В культуре того времени, так поступали довольно часто: служанка, родив ребёнка, считала за честь, если он будет усыновлён и признан наследником хозяина. Но Бог не одобрял эти культурные традиции. Поместив в Библию подробный рассказ об этом, и показав печальные последствия таких идей, Он предостерегает всех от легкомысленного подхода к браку и к рождению детей. Но, к сожалению, Авраам и Сара, будучи людьми своего времени, попытались сами ускорить исполнение Божьих обещаний.

«И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, и дала её Аврааму, мужу своему в жену». Бытие 16:3

После того, как служанка Агарь забеременела, отношения в этой семье сразу же испортились. Да и вряд ли могло быть иначе. Служанка не только перестала повиноваться своей хозяйке, но и стала презирать её. Сара, которая сама предложила этот план, начала обвинять Авраама за обиды, причинённые служанкой. Результатом всего этого было отсутствие мира в семье и побег Агари из дома Сары. В пустыне она заблудилась, но Ангел Господень спас ей жизнь, приказал ей возвратиться. Он так же предсказал, что у неё родится сын, и повелел назвать его – Измаил. Ангел так же сказал, что от её сына произойдёт большое потомство. Но потомки Измаила не будут иметь мира и покоя в отношениях с окружающими людьми. (Это предсказание имело своё многократное исполнение, вплоть до наших дней) Конечно, этот путь не был планом Божьим. Это был их личный выбор, мотивированный сомнениями в обещания Всевышнего, и культурными традициями того времени.

Когда Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь посетил его и повторил Свои обещания: «Я Бог всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма , весьма размножу тебя… И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом». Бытие 17:1-8

{mospagebreak}

Интересна реакция престарелого патриарха на эти слова: «И пал Авраам на лицо свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? И Сара, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! Бог же сказал: именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю вечный завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него. И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся у него; и Я произведу от него великий народ. Но завет мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сара в сие самое время на другой год». Бытие 17:17-21

Я намеренно так подробно цитирую библейский текст, что бы читателям было легче понять, как происходило избрание, и каково отношение Бога к людям. Несомненно, Бог любит людей; но Он не нуждается в том, что бы они корректировали Его планы. И хотя у Авраама уже не было надежды, Всевышний сказал, что именно Сара родит сына. Как бы мы не объясняли рождение Измаила, ясно одно: Бог любил и его, пообещал ему потомство и благословение. Но его потомки не могли быть избранны для особой цели, для особого предназначения Него. Какая удивительна Божья любовь ко всем людям! Она не зависит от того, где и как они родились! Но из всего того, что Бог сказал Аврааму, я так же вижу и ту великую ответственность, которую накладывает избрание, на человека и на его потомков.

Через некоторое время Бог ещё более точно определил цель избрания Авраама и его потомков Своим народом: «Ибо Я избрал его для того, что бы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем». Бытие 18:19

В этих словах мы видим желание Всевышнего дать людям более полное откровение о Себе и Своих законах. Он не желал, что бы люди слепо поклонялись силам природы и верили во многих богов. Аврааму была открыта правда о Живом Боге и дана верная система жертвоприношений. Он же в свою очередь должен был передать свою веру в Творца детям, а они последующим поколениям. Таким образом, познание о Всевышнем, должно было распространяться среди всех жителей земли.

Итак, основа избрания и основа завета одна и таже: признание Божьего авторитета над собой и послушание Ему. Потомки Авраама, должны были жить по правде и справедливости, передовая последующим поколениям истину о Боге. И только в этом случае, Он может исполнить всё, что обещал.

Всевышний так же повелел совершать обрезание всем родившимся мальчикам. Это было особым знаком принадлежности к избранному народу и напоминанием об ответственности за своё потомство.

Через год, когда Аврааму было уже сто лет, у него родился сын, которого и назвали Исаак. Это было чудо от Бога: в таком возрасте родить ребёнка для них физически было уже не возможно. Но Творец имеет достаточно мудрости и силы, что бы выполнять свои обещания. В семье Авраама это событие было огромной радостью, их надежда на большое потомство вновь ожила.

Прошли годы, Исаак подрос, и вновь его родители столкнулись с серьёзной проблемой. Измаил, сын Агари, стал насмехаться и унижать Исаака. Его мама, имея ненависть к Сарре как к сопернице, ничему другому и не могла научить его. Сара вновь потребовала выгнать из дому Агарь вместе с сыном. Аврааму тяжело было это сделать, но при сложившийся ситуации, выбора не было. Видя его тяжелые переживания, Бог вновь обратился к нему, и заверил, что от Измаила так же произойдет великий народ, поскольку он то же твой сын. С болью на сердце, престарелый отец, встал рано утром, дал Агари с Измаилом пищи и воды, проводив их навсегда из своего дома. Первое время, они скитались по пустыне, потом нашли себе место для постоянного проживания. Но горечь обиды, ненависть к Исааку и его потомкам, осталась навсегда.

{mospagebreak}

Испытание Авраама.

Далее Библия описывает особый случай в жизни Авраама, который никак не вкладывается в сознание современного человека. Этот шокирующий эпизод, нам трудно понять и осмыслить, не только по причине того, что мы живем намного позже Авраама, (примерно на 3900 лет), но ещё и потому, что представления о Боге у нас иные, нежели у людей того времени.

Читаем книгу Бытие, 20 глава, 1-2 тексты: «И было после сих происшествий, Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Это было шокирующим указанием для престарелого патриарха. Скорее всего, он и сам не понимал, как объяснить эти слова. Следует заметить, слово искушал, означает так же – испытывал. Но в тот момент никто из людей ещё этого не знал.

Читаем дальше: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав пошел на место, о котором сказал ему Бог».

Не понимая «почему», он все же решил повиноваться этому указанию. Нам трудно даже представить, что творилось в его душе. Для нас главным вопросом в этом случае, является следующий: как любящий Бог, мог дать такое жестокое указание, принести в жертву собственного сына?

Но для Авраама, самым важным было другое: как совместить Божье обещание о великом народе, с Его же повелением принести в жертву единственного сына? Эти два разных подхода к проблеме, обусловлены не только временем и культурой; но ещё и тем, как люди понимают характер Всевышнего.

Три дня пути к назначенному месту, пожалуй были, самыми трудными днями в его жизни. С одной стороны: Авраам знал, что многие языческие народы практикуют в своих религиозных обрядах человеческие жертвоприношения. Эти люди были уверенны, что их боги требуют такого служения. Практика подобных ритуалов была обычной для того времени и не вызывала такого удивления и возмущения как сегодня. Но была и другая сторона: Авраам знал, что Всевышний не таков, как языческие боги. Он знал, что Бог любит его и его сына, для чего же Ему нужна это жертва?

Одно главное, чего не мог понять любящий отец: если Исаак будет принесён в жертву, каким образом он будет иметь много потомков, «как песок морской»?

Исаак послушно шел вместе с отцом, но в конце пути задал вопрос: «Отец, а где же жертва»? «Бог усмотрит Себе жертву» - был ответ.

Когда они пришли уже на место, и Авраам был готов совершить этот ритуал, Ангел Господень остановил его: «Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Что это было, испытание веры? Бог показал перед людьми и ангелами, какое глубокое доверие имеет Авраам к Нему. Но это не всё: то, что произошло дальше, явилось серьёзным уроком и для будущих поколений: «И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего».

(Бытие 22:13) Счастливые, и озарённые новым божественным откровением, Авраам и его сын возвратились домой.

Именно этот момент, для нас, пожалуй, является самым важным: жертвоприношения имели очень глубокий смысл, они необходимы были для людей. Но Бог показал, что человеческие жертвы Ему не нужны, необходима была смерть животного. Для чего? Что бы искупить вину человека. Все люди грешны, и что бы вина за грех была снята, они приносили жертвы, раскаиваясь при этом и возобновляя свой завет с Богом. Обратите внимание на слова: «Принёс во всесожжение вместо сына своего». В них сокрыта глубокая идея: наказание за грех возлагается не на грешного человека, а на невинное животное. Оно умирает заместительной смертью, вместо человека. Таким образом, Бог решает проблему греха: с одной стороны не наказывает человека смертью, с другой – действует на его совесть, что бы он старался не грешить. Идея заместительной жертвы присутствует во всей Библии, и мы ещё не раз к ней вернёмся.

В заключении я хотел бы ещё раз подчеркнуть главное:

· Цель избрания Авраама и его потомков была простой и понятной: стать благословением для всех окружающих людей. А это было возможно только путём сохранения и распространения своей веры и познаний о Живом Боге. Это их предназначение в этом мире, от исполнения которого, и зависит излитие обещанных благословений.

· Война за землю на ближнем Востоке, между арабами и израильтянами, имеет, как мне представляется религиозную почву. В основе отношений между этими двумя народами, лежит борьба за первенство, которая началась ещё в доме Авраама. Бог избрал Исаака и его потомков быть Своим народом на земле. Но, несомненно, Всевышний благословил и потомков Измаила – арабов. Было бы хорошо, если бы отношения между этими народами строились на принципах мирного сосуществования, ведь все мы дети одного Отца – Бога. Для меня же, как впрочем, и для многих людей, не принадлежащих к этим народам, важен следующий вопрос: кто и каким образом откроет мне истину о Боге?

· История всех народов мира, в том числе и еврейского, раскрывает огромную любовь Божью к людям. И если бы люди стремились наилучшим образом выполнить своё предназначение в этом мире, они имели бы гораздо больше благословений в своей жизни.