listen-onlinenewcomers1.jpgeventsconnect

- ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
24.04.2010 17:46

 

Серия статей: «Библия повествует нам о Боге»

Сергей Руденко

Глава 8

ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА

День благодарения, отмечаемый ежегодно американцами, напоминает мне о том тяжелом времени, когда в Европе не было свободы совести. Это были средние века, когда преследования за инакомыслие носили массовый характер, и люди спасаясь от них, бежали в разные страны, и даже на другие континенты. Как только был открыт Новый Свет, тысячи европейцев с риском для жизни переплывали океан и на берегах Америки находили свою новую родину. Они были весьма благодарны Богу, за избавление от преследований, за охрану в таком трудном путешествии, и конечно же за обретенную свободу.

На протяжении всей человеческой истории, свобода была самой желанной мечтой большинства людей нашей земли. И все это по той причине, что Диавол, жестокий тиран, всегда использовал деспотичных монархов для преследования поклоняющихся Всевышнему. Но Бог посылал избавление Своим детям, о чем свидетельствуют как Библия, так и История. Самым ярким примером жестокого угнетения и чудесного избавления, я думаю, следует считать выход народа Израильского из египетского рабства.

От обещания до исполнения.

Хотя Бог пообещал Аврааму, что его потомки будут владеть землёю Ханаанской, ко времени исполнения этого обетования прошли столетия, насыщенные поучительными событиями, как например, история женитьбы Исаака, сына Авраама, или злоключения, выпавшие на долю его внука Иакова. Эти истории интересны сами по себе: редко какие древние литературные источники того времени содержат подробные рассказы о жизни и вере людей. Самое главное, что эти, казалось бы, простые житейские зарисовки раскрывают ярко и в доступной форме личность Всевышнего. Вместе с тем они показывают, какие закономерности нашей духовной жизни являются судьбоносными.

Женитьба Исаака открывает нам истину о том, насколько важны благословения Бога для семейного счастья! В отношении жизни Иакова, для нас поучителен главный урок о человеческих взаимоотношениях: семена обмана, посеянные в молодости, принесли большой урожай печальных последствий в старости. Но Бог, по Своей любви и милости, не только простил Иакова, но и изменил его судбьу, дав ему новое имя – Израиль , что означало- победитель.

Судьба его сына Иосифа, напротив, является положительным примером, особенно для молодёжи: честность и доверие Богу в юности стали ступенями к высокому положению и материальному процветанию в последующие годы. Именно Иосиф, получивший пост премьер-министра огромной империи, переселил всех потомком Авраама в Египет и обеспечил им наилучшие условия для жизни на новой земле. Там, в Египте, в течении четырёх столетий они размножились и стали многочисленным народом, никогда не забывая, что их настоящей родиной является Ханаан. Да и сам Иосиф, умирая, взял клятвенное обещание со своих потомков, что при их выходе из Египта, его останки будут также взяты и вновь преданы земле в Ханаане. После его смерти государственная власть перешла к другой группе людей, что повлекло и резкое изменение политики по отношению к пришлым народам. Уважительное отношение сменилось пренебрежительным: израильтян, потомков Авраама, поставили на уровень рабов и принуждали к тяжелым работам – строить пирамиды и города. По причине быстрого роста и становления евреев, как нации, египтяне стали бояться их. Они ограничивали их демографический рост самым жестоким образом: рождавшихся девочек оставляли в живых, а мальчиков бросали в реку Нил на съедение крокодилам. Однако израильтяне помнили, что им была обещана земля Ханаанская, и просили Бога о скорейшем освобождении из рабства.

Моисей.

И Всевышний не забыл о них. Для осуществления своих планов Он избрал человека из потомков Авраама по имени Моисей, который впоследствие стал самым великим вождём в истории этого народа. С самого рождения его жизнь сопровождалась чудесными опытами, которые подтверждали избранность Моисея для особой цели. Хотя его родители были евреями, он воспитывался при дворе фараона. Получив блистательное образование при мудрецах Египта, он волею судьбы долгие годы пас овец в Мадиамской пустыне. Именно там Бог и призвал его на ответственное дело, которое предопределило дальнейшую судьбу самого Моисея и всего еврейского народа.

Это произошло необычным образом: Моисей увидел в пустыне горящий куст, который не сгорал. Когда он подошел ближе, то услышал голос: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога» Исход 3:6. С первых же слов, когда Всевышний назвал себя, Моисею стало ясно, что он слышит голос того же Бога, который разговаривал с Авраамом, Исааком и Иаковом; Того, который обещал, что их потомки станут многочисленным народом и получат в наследие Ханаанскую землю. И если первое обещание давно исполнилось – Израиль, как написано в Библии, «весьма размножился», то о втором обещании они могли только мечтать.

Моисей в благоговении закрыл лицо руками, боясь посмотреть на то место, откуда был слышен голос. Для потомка Авраама, Исаака и Иакова это была радостная весть: Бог видит и помнит проблемы и несчастья его народа. Более того, Он идет избавить их от Египетского рабства. Бог не забыл свое обещание – поселить их в прекрасной и плодородной земле. Но для этого нужны были посвященные и послушные Ему люди. И то, что услышал Моисей, привело его в состояние полного недоумения: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» Исход 3:10. Моисей с удивлением и смирением ответил: «…кто я, что бы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?»

Далее мы читаем одно из самых прекрасных обетований, данных когда-либо людям: «И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Обещание Всевышнего быть с Моисеем представляется чрезвычайно ценным и важным. Когда Моисей услышал призыв вывести народ из Египта, для него стало величайшим ободрением то, что Бог, поручивший эту миссию, будет рядом с ним. Более того, ему было обещано, что именно на этой горе, где он стоял, народ совершит особое служение Богу. (Стоит заметить, что само место находилось от Египта примерно в 250 километрах. Для людей, передвигающихся пешком, это было очень далеко.)

Фараон.

После некоторых колебаний Моисей согласился выполнить поручение и отправился из земли Мадиамской в Египет, к фараону. По дороге он встретил своего брата Аарона, который также был призван Богом помочь Моисею. Когда они пришли к израильскому народу и рассказали о встрече с Богом и о скором выходе из Египта, люди поверили им.

Однако им предстояло сделать самое главное: рассказать об этом фараону, царю Египта. «После сего Моисей и Аарон, пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, что бы Он совершил Мне праздник в пустыне» Исход 5:1. Отличия в религиозном поклонении израильтян и египтян были основанием для Моисея указать на то, что Бог повелевает израильскому народу пойти в особое место для особого служения. Но ответ был жестким: «Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу».

{mospagebreak}

 

Моисей и Аарон снова повторили фараону, что для израильского народа очень важно принести жертву Богу. Но фараон обвинил их в том, что они отвлекают народ от работы, и своим указом добавил еще больше обязанностей. Это было серьезным испытанием веры. Всевышний Бог видел все и послал такие чудеса Египтянам, которые убедили их в превосходстве Создателя жизни над земными правителями. Система верований египтян имела прочную основу, но когда силы природы, направляемые Всевышним, стали опустошать страну, они увидели, что их боги не в состоянии что-либо изменить.

Первым шокирующим чудом было то, что вода в реке Нил стала «как кровь». И что не делали жрецы и маги Египетские, их боги не смогли сделать воду вновь доступной для употребления. И только по молитве Моисея вода стала пригодной, какой и была раньше. Все последующие чудеса в природе начинались и заканчивались также по молитве Моисея. Всякий раз фараон, бывши очевидцем проявления силы Всевышнего, просил Моисея помолиться о том, чтобы быть избавленным от ужасов. И все же эта страна пострадала от нашествия жаб, опустошения саранчи, трехдневной темноты и других явлений природы, которые свидетельствовали, что только Всевышний властен над миром людей.

Всего было десять чудес, которые сегодня принято называть «казни Египетские». Гордость фараона, открывшаяся через слова «кто такой Бог Израилев, Я не знаю такого и народ не отпущу», стала одной из причин постигших страну бедствий. Если бы он отпустил народ Израильский сразу, бедствия могли бы миновать целую страну. Фараон надеялся на помощь и защиту своих богов, и как только наступало очередное наказание, он обещал отпустить народ и просил Моисея удалить эту казнь. Но при наступлении облегчения фараон вновь ожесточался и не хотел отпускать рабов на волю. Так повторялось девять раз. На следующий раз сам Бог пообещал, что после десятой казни фараон отпустит народ Израильский. Чтобы не пострадать вместе с Египтянами, народ должен был приготовиться к этому моменту особым образом.

Выход.

Последняя, десятая казнь, была самой трагичной. Если до этого египтяне несли в основном материальные потери, то теперь Бог сказал, что в каждой Египетской семье умрет первенец, т.е. ребенок, родившийся первым. Страшное событие должно было произойти ровно в полночь в назначенное число месяца: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» Исход 12:12. Однако эта казнь могла коснуться и еврейских детей, если семья серьезным образом не приготовится и не совершит особого обряда. Моисей заранее объяснил людям детали необычного требования Бога: «И созвал Моисей всех старейшин сынов Израилевых, и сказал им: выберите и возмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа и обмочите в кровь, в которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра» Исход 12:21-22.

И вот настал великий день, день приготовления. Каждая семья выбрала однолетнего ягненка, вечером он был зарезан, и его кровью были помазаны перекладины над дверьми. После этого в доме были закрыты все двери, и никто не должен был выходить за пределы своего дома до утра. Люди хорошо помнили предупреждение: «И будет у вас кровь знамением, на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» Исход 12:13. Более того, Бог заранее определил этот день как особый в жизни целого народа. Каждая еврейская семья должна была из поколения в поколение передавать все то, что случилось этой ночью.

Что было предсказано, то и произошло: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» Исход 12:29. Это и был последний суд над богами Египетскими. Фараон теперь не мог уже надменно заявить: «кто такой Господь я не знаю Его». После десяти казней он узнал, кто такой Всевышний. Все изменилось за одну ночь: князья и весь народ египетский, которые с жестокостью эксплуатировали израильтян, теперь побуждали их скорее выйти из своей земли, поскольку боялись, что и сами все умрут. Израильтяне стали просить у своих соседей и знакомых золотых и серебряных вещей, а также одежду.

{mospagebreak}

 

Библия говорит, что вместе с израильским народом вышли из Египта много людей разных национальностей. (Самих же евреев вышло 600 тысяч мужчин, кроме женщин и детей.) Это был исторический момент: в эту ночь решалась судьба нации. Если бы они остались в Египте, они исчезли бы как народ с лица земли. Но Бог никогда не дает напрасных обещаний. По своей любви к своему народу Он вывел их из египетского рабства и повел по дороге в Ханаанскую землю. Эта ночь должна была стать памятной для всех последующих поколений. Поэтому сразу после выхода из страны Бог подробно объяснил через Моисея, что означал этот обряд и кто может в нем участвовать.

«И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле» Исход 13:3. Выход из Египта, как таковой, уже был великим чудом. Только Всевышний мог совершить историческое перемещение целой нации, и это стало первым наглядным уроком всемогущества и ведения Бога для Моисея и всего народа. Божьи планы всегда осуществляются независимо от обстоятельств или сопротивления людей, имеющих земную власть. С другой стороны, человек является сотрудником Бога, ожидающего от народа доверия и понимания. Он повелел, чтобы все первенцы, рожденные в Израиле, были посвящены для Него, т.е. отделены на особое служение. Сам обряд был назван Пасхой (по Еврейски – Пейсах, что означает «прохождение мимо»). В ту ночь Ангел-губитель прошел мимо тех домов, на которых перекладины над дверьми были помазаны кровью. В этом также была своя символика: безвинный агнец умер, пролил свою кровь, которая, будучи нанесена на перекладину дверей, стала средством спасения еврейских первенцев. Следует также заметить, что люди сами должны были совершить этот обряд в точности, как это было заповедано Богом. Эта ночь и в самом деле стала памятной на все последующие века и до нашего времени. Именно с этого момента берет свое начало становление израильской нации на дорогах истории как народа, а позже и образование независимого государства. С первых же дней Бог вел свой народ таким путем, который ясно открывал Его характер и Его планы во благо людям.

Заключение.

1. Бог всегда верен Своим обещаниям. Даже по прошествию большого времени, что для людей может показаться томительным ожиданием, Он непременно совершает то, что запланировал. Он направляет обстоятельства, таким образом, чтобы они, в конечном итоге, содействовали Его намерениям в отношении своих детей. (Пророк Иеремия так выражает волю Всевышнего: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, что бы дать вам будущность и надежду» Иеремия 29:11.)

2. Всевышний произвел суд над системой поклонения тем богам, которые являлись идолами для египтян, надеющихся благодаря им на защиту от зла и материальное благополучие.

Но все казни, пришедшие на Египет, показали, что есть только один Бог, управляющий природой и обстоятельствами. Именно от Него зависит благополучие и процветание как народа в целом, так и каждой личности в отдельности. Важно только познать Его и строить правильные отношения с Ним.

 

3. Каждый обряд или правило, данные Богом, имеют огромное практическое значение для людей. Признание Божьего авторитета над собой и серьезное отношение к Его слову избавляет человека от многих бед и проблем. Исполнение божественных предписаний служит и ограждением от зла и погибели.

Вновь, как и в случае с Авраамом, в спасении израильских первенцев от смерти мы видим намерение Бога продемонстрировать всему народу идею о заместительной жертве. Вместо первенца в израильской семье умер ягненок. И кровь невинного животного была знаком (символом) веры этой семьи в Бога и в Его средство спасения.

В этой истории, как и в предыдущих, мы видим великого и вместе с тем любящего Бога, Его мудрый план освобождения своего народа из рабства. Многие люди сегодня страдают, находясь не в физическом рабстве, но в порабощении греховных страстей или пагубных привычек. К сожалению, будучи разделенным со Всевышним, никто не в силах освободиться от этого. Также, как и в дни Моисея, Он имеет все средства и возможности для освобождения, но только в том случае, если люди станут Его народом…