listen-onlinenewcomers1.jpgeventsconnect

- КТО МОЖЕТ БЫТЬ СУДЬЁЙ? PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
24.04.2010 17:32

 

Серия статей:    «Библия повествует нам о Боге»

  Сергей Руденко  

Глава 11

КТО МОЖЕТ БЫТЬ СУДЬЁЙ?

 

Мы продолжаем путешествие по Библии. Возможно, для кого-то эта древняя книга содержит много неясностей, но наша цель остаётся прежней: пригласить читателей к исследованию Священного Писания. Хотим заверить, что это не только полезное, но и приятное занятие - стоит только попробовать.

После первых пяти книг, которые называются Торой, и шестой книги Иисуса Навина, мы находим интересное повествование: Книгу Судей Израилевых. На первый взгляд может показаться, что это просто исторический рассказ о том, как в глубокой древности, когда не было ещё царей, правили судьи.

Действительно, это история; вместе с тем она богодухновенна, поскольку эта книга открывает нам Бога. В ней мы находим рассказы о том, как израильтяне мужественно сражались со своими врагами, обнаружим проблемы, стоящие перед судьями, и, что самое интересное, увидим, как отступление от Бога чередовалось с обращением и покаянием народа.

 

Эпоха судей.

После смерти великого вождя Иисуса Навина перед лидерами и руководителями народа встала одна важная проблема. Два раза в Книге Судей повторяются одни и те же слова, причем второе упоминание заканчивает повествование этой книги:

«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судей 17:6, Судей 21:25) 

Почему автор этой книги посчитал необходимым записать этот текст дважды?

Прочитав всю эту книгу, вы поймёте, что все беды и проблемы, постигшие этот народ в то время, и были результатом такого положения. А именно: когда по причине идолопоклонства люди оставляли Бога и каждый человек жил по свои правилам, их постигали большие проблемы.

 

Мы вместе с вами рассмотрим несколько случаев, которые наглядным образом показывают всю сложность бытия людей того времени. И что ещё более важно, мы увидим, как любящий Бог приходил на помощь Своим детям и учил их жить не по «своим» правилам, а в соответствии с Его хранящими законами.

 

В третьей главе книги есть интересный рассказ, иллюстрирующий проблему того времени: «Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа…и служили сыны Израилевы Еглону царю Моавитскому, восемнадцать лет» (Книга Судей 3:12-14).

В этих текстах автор показывает прямую зависимость между отступлением от Бога и порабощением соседним народом.

Однако выход из положения был: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры…» (Книга Судей 3.15) Бог дал мудрость и мужество этому человеку. Он пошёл в неприятельский стан и убил царя моавитского. Потом организовал сражение и изгнал моавитян из своей земли. И в конце этой истории написаны такие слова: «…и покоилась земля восемьдесят лет» (Книга Судей 3: 30).

 

 

 

Это означало, что народ стал доверять Богу, и все эти годы не было войны. Для местоположения и культуры той исторической эпохи  отсутствие войн такой длительный период было большим благословением.

 

Исторический контекст.

Чтобы понять написанное в Книге Судей, необходимо представить себе жизнь, культуру и насущные проблемы людей, характерные для времени правления судей.

Прежде всего, следует вспомнить, что народ Израильский,  поселившись в земле Ханаанской, был окружен различными языческими племенами. Эти небольшие этнические группы вели довольно примитивный образ жизни: занимались скотоводством, выращиванием злаков и строительством небольших поселений. Также законы тех племен отличались от законов народа Израильского.

Изобилие питания в Ханаанской земле зависило исключительно от количества дождей и от способности племени защитить свои урожаи. Дело в том, что эти народности часто воевали между собой по различным поводам, а также и для того, чтобы за счет соседей удовлетворить невосполненные нужды. Было много и просто разбойников, которые только и жили тем, что нападали на слабые племена, отбирая урожаи и имущество.

В этих обстоятельствах военная сила и храбрость имели основное значение для выживания. Но ещё большее значение имела идея, религия, мировоззрение, которыми руководствовались люди, то ли нападая на соседей, то ли освобождая свои земли. Вот почему с самого начала этой книги речь идёт как о военных действиях, так и о вере в Бога.

Стоит так же заметить, что народ Израильский вошел в Ханаанскую землю по обещанию Божьему и завладел ею по Его воле. Язычники, проживавшие там, погрязли в безнравственном идолопоклонстве и нуждались в познании истинного Бога. Дошло до того, что они приносили своих детей в жертву богам и считали это нормой жизни.

Теперь, когда Бог переселил Свой народ, язычники должны были или принять религию израильтян, которая была нравственна и гуманна, или ассимилироваться и исчезнуть, чтобы не заразить весь остальной мир духовной проказой жестокого идолопоклонства.

Как повествует библейская история, некоторые племена заключили мир с Израильтянами и не хотели воевать с ними, хотя большинство проживавших тогда в Палестине народностей стремились покорить или уничтожить их.

Бог продолжал хранить Свой народ, давал им силу и смелость защищаться от врагов. Вот почему как в книге Судей, так и в последующих книгах Библии столько рассказов о войнах и военных подвигах. И как мало написано о мире и мирном труде!

Автор Книги Судей поясняет: пока жив был Иисус Навин и люди, которые «видели великие дела Господни», в жизни народа не было больших потрясений. Однако после смерти вождя и авторитетных старейшин израильтяне не только испытывали давление извне, но и столкнулись с  проблемами внутри своего народа. Многие из народа стали поклоняться тем же языческим идолам, что и окружающие их народы. Это было большим нравственным падением, если учесть то, что происходило при жертвоприношениях этим идолам.

 

Коротко об идолопоклонстве.

Каждый народ той исторической эпохи поклонялся своим богам, которых считал всемогущими, и вместе с тем наделял их человеческими свойствами и качествами. Чаще всего это были жестокие боги, требовавшие человеческих жертв и неустанно наказывающие людей за их проступки.

В мифологии народов боги были связаны или с силами природы, от которых зависел их урожай, или с духами умерших от которых, как они понимали, зависит их судьба. Поклонение богам как раз и было средством обеспечения хорошего урожая и благополучия.

{mospagebreak}

 

Поклонение идолам часто было связано с жестокими и безнравственными ритуалами: в честь богов устраивали дикие оргии, на которых присутстовали пьянство, танцы и разврат; приносили жертвы, зачастую человеческие, как, например, жертвы богу Молоху, которого считали богом солнца, огня и войны. Статую этого божества делали из меди, во время праздников накаляли его руку до красна, и в неё клали ребёнка, который там и сгорал. В процессе ритуала люди молились своему идолу, чтобы он послал им успех и богатство. Поклоняясь, таким образом идолу, люди и сами становились подобными ему. Отношения между человеком и богом в те времена были до дикости жестокими: сама жизнь человека ничего не стоила, не говоря уже о достоинстве или каких-либо правах.

В любом случае такое поклонение можно назвать религиозным обманом, поскольку в действительности существует только один Бог, сотворивший весь видимый и невидимый мир, природу и законы её развития.

 

Чем привлекали эти идолы внимание людей? Прежде всего, конечно, традициями праздников и «обещаниями» послать хороший урожай. Народные празднования были красиво оформлены, жрецы сами становились организаторами и режиссёрами. Звучала самая лучшая музыка, устраивались чувственные танцы, накрывались роскошные столы. Пьянство, разврат, обстановка полной вседозволенности и угождение греховным страстям - вот что привлекало массы народа на эти праздники, и еще красочные зрелища и театральные постановки.

И за всем этим люди совсем не замечали, как ужасно приносить в жертву детей и как нелепо у медного кумира просить хлеба. Мало помалу нравственная и физическая деградация стерла их с лица земли.

 

Божий план для Израиля.

Совершенно другое будущее Всевышний предначертал для своего народа - Израиля. Законы и правила, данные ему, имели своей целью облагородить характер и улучшить жизнь человека. Бог требовал уважать права и собственность ближнего, ни с кем и ни с чем не обращаться жестоко, воздерживаться от нанесения зла. Более того, взаимопомощь, сострадание и доверие должны были стать основой человеческих взаимоотношений. В конечном итоге эти правила жизни  должны были укрепить семью, общество и государство в целом.

Бог дал мудрые постановления, соблюдая которые, народ Израиля стал бы процветающим и великим. В народе Божьем знали, что дожди и последующий за ними урожай зависит от взаимоотношений с Богом и соблюдения Его законов. Жизненные опыты, подтверждающие эту взаимосвязь, случались каждый день.

Всевышний, избирая этот народ, хотел сделать его образцом высокой нравственности и донести эту добрую весть до всех окружающих народов. А соседние племена, видя процветание и высокий уровень жизни израильтян, постепенно, один за другим, начинали бы верить в живого Бога и поклоняться Ему. Принятие данных Богом законов означало бы конец войнам и насилию.

Именно это и было основной целью избрания еврейского народа.

 

Борьба с врагами.

Время от времени окружающие племена нападали на Израиль, пытаясь урожаем или другим имуществом. Израильтяне в свою очередь, с переменным успехом защищались от своих неприятелей.

Интересно заметить, что борьба с внешними врагами чаще всего начиналась тогда, когда народ возвращался к поклонению идолам. Отступление от Бога делало израильтян слабыми и зависимыми. Они теряли не только благословения Неба, но и материальные преимущества. И наоборот, как только люди обращались к Богу, их жизнь менялась к лучшему.

{mospagebreak}

 

Свидетельство этому записано в 6-й и 7-й главах этой книги:

 

«Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет» (Книга Судей 6:1)

Что означает эта короткая информация? Во первых, самым распространенным злом перед Всевышним считалось идолопоклонство, о котором мы уже говорили. Именно этот грех был началом всякого рода насилия в народе.

Во вторых, слово «предал» буквально означает «оставил»: то есть когда Мадианитяне напали, Бог не стал помогать еврейскому народу, поскольку они отвернулись от Его помощи.

Что означало тогда «быть в руках у другого народа»?

«Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне, и Амаликитяне, и жители востока, и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли…и не оставляют для пропитания ни овцы, ни вола… и весьма обнищал Израиль…» (Книга Судей 6:3-6)

Далее мы читаем, когда люди стали молиться и просить избавления у Бога, Он послал им пророка, который объяснил им причину бедственного положения. Бог напомнил им о том, как Он защищал от врагов в прошлом. А то, что произошло, стало только потому, что «…вы не послушали гласа Моего».

И после этого Бог послал Своего ангела к одному молодому человеку по имени Гедеон. Из разговора между ними понятно, что Ангел даёт Гедеону особое поручение, а он в свою очередь сомневается в том, что сможет его выполнить. Но Ангел сделал чудо и Гедеон поверил, что Бог поможет ему.

«В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нём. И поставь жертвенник Господу, Богу твоему,  на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение…» (Книга Судей 6:25-26).

С чего должна была начаться работа по освобождению от захватчиков? Не с поисков оружия, не с призыва солдат в армию, а с того, что называется в Библии словом «обращение». Ваал, о котором идёт речь, был языческим богом плодородия, которому приносили жертвы. Гедеон должен был разрушить то место, где приносили жертвы Ваалу и восстановить жертвенник Богу. Это и было обращением от идолов, к Богу живому. Наступила ночь, и Гедеон сделал то, что сказал ему Господь. На утро люди возмутились его поступком, и только вмешательство отца спасло его от смерти.

Позже, когда Гедеон объявил о поручении Бога, к нему собралось много народа, чтобы воевать против Мадианитян. Но по указанию Божию большую часть этого войска он отправил домой и с тремя сотнями отважных людей напал на врагов. Неприятели были изгнаны из страны. Это было чудом от Бога, и люди понимали, что не от их силы или мудрости зависел успех, а от Бога, помогающего им. Гедеона, как освободителя, поставили судьёй над всем народом и пока он был жив народ поклонялся Всевышнему, и войн больше не было.

Но как часто бывает в этой жизни, в благоприятных обстоятельствах люди становятся забывчивыми. После смерти судьи ситуация изменилась:

«Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа. И не вспомнили сыны Израилевы Господа, Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их; и дому …Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю» (Книга Судей 8:33-35).   

И вновь после этого начались проблемы с окружающими племенами. Подобных историй в Книге Судей описано не мало. Но нас интересует вопрос, поставленный в заглавии: кто же может быть судьёй? Ведь от него так много зависело в то время.

{mospagebreak}

 

Судьи, лидеры, вожди.

Как тогда, так и сегодня, от человека, стоящего в руководстве страны, зависит очень многое в жизни народа. Вот почему в наше время выборы лидера становятся такими напряженными и требуют всё больше и больше средств и усилий. Но что ещё печальнее - жизнь большинства людей после избрания нового руководителя редко меняется к лучшему.

В чем же причина такого положения? Как мне представляется, одна из важных причин заключается в том, что люди забывают отдать честь и поклонение Богу и выбирают «удобных» идолов. Другая сторона этой проблемы - это слабости и недостатки людей,  стоящих у власти. Конечно, никто не свят в этом мире, но чем больше у человека власти, тем трагичнее для народа его ошибки и слабости.

Среди всех историй, записанных в этой книге, я подробно хочу остановиться на одной, в которой описана жизнь и подвиги выдающегося судьи по имени Самсон. Его рождение было чудом, поскольку его мама долгое время вообще не имела детей:

«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты не плодна и не рождаешь; но зачнёшь и родишь сына; итак берегись, ни пей вина и сикера и не ешь ничего не чистого. Ибо вот ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей, будет назорей Божий; и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Книга Судей 13:3-5).

Когда её муж услышал об этом, он стал молиться, чтобы Ангел вновь пришел к ним и сказал, как нужно обращаться с ребёнком, который родится. Ангел повторно явился им и сказал то же самое. Через некоторое время у них родился сын, и они назвали его Самсон.

Уже с самого рождения Бог благословлял Самсона, поскольку имел особое предназначение для него. Он наделил его огромной физической силой. Символом этой силы были волосы, которые Самсон никогда не стриг, так как был назореем, то есть «посвященным Богу». Но, как и все люди, он имел как преимущества, так и слабости, которые часто мешали Самсону выполнить вышнее предначертание.

Однажды он пошел в город Фимнафу, где жили Филистимляне, и увидел там женщину, которую захотел взять себе в жены. Родители отговаривали его, поскольку она была из другого народа и не разделяла их веры в Бога. Да и по Закону, данному через Моисея, такие браки запрещались. Но Самсон настоял на своём, и вскоре состоялась свадьба. Перед свадьбой случилось удивительное событие: идя по дороге, Самсон встретил молодого льва и убил его, не имея никакого оружия в руках. Когда он проходил мимо того места в следующий раз, там был уже рой пчёл и мёд,  принесённый ими.

На свадьбе, которая была устроена в доме отца этой женщины, Самсон решил загадать загадку гостям, которую практически невозможно было разгадать. Было заключено пари - если они ее разгадают, то Самсон даст им тридцать комплектов одежд, если же гости не отгадают, они обязаны будут столько же дать ему. Гости согласились, и Самсон объявил загадку: «…из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». (Книга Судей 14.14)        

Три дня они пытались разгадать, но не могли. Им стало понятно, что ответ знает только он. И что часто случается, люди стали шантажировать невесту, чтобы она рассказала им смысл его слов. Как ни просила она рассказать, Самсон первое время не соглашался. В то же время её соплеменники стали угрожать сжечь огнём и её, и отца, и дом. Поэтому на седьмой день свадьбы, невеста стала плакать в истерике и заявила Самсону, что он не любит её, раз не дает ответа.

Он разгадал ей загадку, а она рассказала об этом своим соплеменникам. Пришло назначенное время, и они дали правильный ответ Самсону: «…что слаще мёда, что сильнее льва!» Самсон, конечно, понял всё и упрекнул их в том, что они через его невесту узнали ответ. Но в любом случае он проиграл, и обещанное нужно было отдавать. Он пошёл, убил тридцать человек из их племени, снял с них одежды и отдал тем, кто участвовал в споре. А сам с гневом и обидой ушёл к себе домой, оставив молодую жену в доме её отца.

{mospagebreak}

 

В свою очередь отец, опасаясь вражды и мести, отдал свою дочь в жёны одному из друзей, присутствовавших на свадьбе. Через несколько дней Самсон пришел повидаться со своей женой, но его уже не впустили в дом. Отец, оправдываясь, сказал Самсону: «…я подумал, что ты возненавидел её, и отдал её другу твоему, вот меньшая сестра красивее её; пусть она будет тебе вместо её. Но Самсон сказал им: теперь я буду прав перед Филистимлянами, если сделаю им зло» (Книга Судей 15:2-3).

После этого он пошел и поймал триста лисиц, привязал к их хвостам зажженные факелы и пустил их по полям этого племени. Огонь уничтожил и пшеницу, и даже виноградники. Ущерб был огромен. В свою очередь Филистимляне узнав, кто это сделал и по какой причине, сожгли огнем бывшую жену Самсона и её отца.

Но Самсон на этом не успокоился: он продолжал мстить и воевать с ними. Поскольку обе стороны были завоевателями, круговорот мести и насилия не прекращался.

Хотелось бы заметить, что весь ход этих событий не был планом Божьим. Это было результатом слабости и недальновидности самого Самсона, как и многое другое в его биографии. Тем не менее он оставался судьёй в течении двадцати лет. И Бог использовал его для освобождения своего народа. Филистимляне же не оставляли попыток уничтожить ненавистного человека любыми способами. Но Бог оберегал Самсона, пока он оставался верным Ему и хранил обет назарейства: не пил вина и не стриг своих волос. Последующая жизнь Самсона была полна взлётов и падений, что может стать хорошим уроком для современных людей.

Библия повествует ещё об одной печальной истории, которая случилась в его жизни, и последствия которой стали роковыми для него. Как-то он встретил и полюбил одну женщину по имени Далида. Князья Филистимские заметили, что он часто её посещает, и предложили этой женщине огромную сумму денег только за то, чтобы она выведала секрет его силы.

«И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чём великая сила твоя и чем связать тебя, что бы усмирить тебя?» (Книга Судей 16:6).

Самсон не хотел говорить ей правду и несколько раз упоминал что-то несоотвествующее. Женщина связывала его, когда он спал, и пробуждала словами: «Самсон, филистимляне идут арестовать тебя». Он пробуждался и легко разрывал все верёвки. И тут же слышал уже знакомые упрёки - «вот, ты обманываешь меня, не любишь, и сердце твоё не со мною». А всё это время в её спальне скрывался филистимский шпион, который наблюдал за происходящим.

Так продолжалось несколько раз, пока он не рассказал, в чём действительно заключается секрет его силы. Филистимляне не замедлили воспользоваться полученной информацией, заплатив Далиде обещанную сумму.

«И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его» (Книга Судей 16:19).

Как и раньше, она пробудила его словами: «Самсон!  Филистимляне идут!» Он проснулся и думал, что, как всегда сможет освободить себя от врагов. «А не знал, что Господь отступил от него».  (Книга Судей 16.20)

Враги обрадовались его бессилию и не только арестовали Самсона, но и выкололи ему глаза. Это принесло Самсону, как физические страдания, так и  душевные, поскольку лишение глаз считалось тяжелым унижением и оскорблением. Что самое худшее - враги привели его в храм языческого Бога Дагона и сказали: «бог наш предал Самсона в руки наши!»

{mospagebreak}

 

«Также и народ видя его, прославлял бога своего, говоря: бог наш предал в руки наши врага нашего и опустошителя земли нашей, который побил многих из нас» (Книга Судей 16:24 ).

В то время это означало, что тот бог сильнее Бога Самсона, что в действительности было не так. Я могу представить, что эти насмешки были для Самсона самым тяжелым переживанием в его жизни.

Когда настал праздник бога Дагона, и собралось много людей в храм, Самсона вывели перед всеми, чтобы ещё раз посмеяться над ним. В состоянии опьянения и веселья люди ожидали, что Самсон будет их развлекать. Самсон же попросил мальчика поводыря подойти к колонам, на которых держался этот храм. Библия сообщает нам, что там собралось около трёх тысяч человек, включая князей и начальников филистимских. Для того времени это было огромное помещение. Самсон, подойдя к центральным колонам, обратился к Богу в молитве: «Господи Боже, вспомни меня и укрепи меня только теперь… и сдвинул Самсон с места два средних столба, на котором утверждён был дом… и сказал Самсон: умри душа моя, с Филистимлянами!... и обрушился дом на владельцев и на весь народ бывший в нем» (Книга Судей 16: 28-30).

К этому времени волосы Самсона отрасли, сердце его изменилось, и Всемогущий Бог мог ответить на его молитву. Сила возвратилась к нему, колоны были сдвинуты, и огромный храм рухнул! Таким трагичным образом закончилась жизнь великого судьи Израиля.

Многих наверняка интересует вопрос: а могло ли быть иначе? Или всё, что случается, предначертано свыше? Библия даёт на это ответ, повествуя о подобных историях. Всевышний Бог не предусматривал для людей жизнь, запрограммированную подобно роботам. Он ставил перед ними задачи и учил принципам, руководствуясь которыми, следует выполнять эти задачи. Но, уступая своим слабостям, нарушая законы Бога, люди сами себе создают проблемы и пожинают последствия неправильного выбора.

 

Чему учат нас библейские истории?

 

  • Войны и месть не решают проблем - ни политических, ни экономических. Ни сила, ни оружие не могут решить главной проблемы: проблемы греха во всех её проявлениях. Как тогда, так и сегодня, круговорот насилия не приводит людей к миру и процветанию; наоборот, проблемы усугубляются, так как увеличивается вражда и ненависть.
  • Каким образом Бог решает проблему греха и насилия? - Раскрытием правды. Нам трудно даже представить себе, что всё можно взвесить на весах абсолютной истины, и тогда станет ясно, в чем глубинные причины происходящего и где выход из создавшегося положения.
  • Бог хотел бы, чтобы судьи и руководители страны, прежде всего, были посвящены Ему и соблюдали Его законы. В противном случае они становятся бессильны перед своими слабостями и страстями. Люди, занимающие высокое положение, показывают не только положительный или отрицательный пример своим  подчинённым, но и оказывают определённое влияние на ход истории. Вот почему Бог, который имеет особое предназначение для каждого человека, также дает силы жить высоконравственной жизнью, приглашает каждого человека задуматься по поводу своей судьбы: почему она сложилась тем или иным образом?
  • Жизнь в пороке всегда оканчивается трагично.  Любой грех и любая слабость имеют свойство прогрессировать и разрушать личность. Когда люди создают и поклоняются фальшивым идолам, их ум и чувства деградируют.
  • Любящий Бог никогда не отворачивается от Своих раскаивающихся детей. Какой бы не была наша прошлая жизнь, в трудные минуты мы можем обратиться к Нему и сказать как Самсон: «Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня!» Он всегда готов простить нас и придти к нам на помощь!

 

Обновлено 27.03.2011 17:46